Игорь Лощилов (loshch) wrote,
Игорь Лощилов
loshch

Отзыв Н.В. Лесючевского (1938, по заказу органов НКВД)



Н.В. Лесючевский

О СТИХАХ Н. ЗАБОЛОЦКОГО


1


        Н. Заболоцкий вышел из группки так называемых «обэриутов» — реакционной группки, откровенно проповедовавшей безыдейность, бессмысленность в искусстве, неизменно превращавшей свои выступления в общественно-политический скандал. (В группу входили Н. Заболоцкий, А. Введенский, К. Вагинов, Д. Хармс и др.) Трюкачество и хулиганство «обэриутов» на трибуне имело только один смысл — реакционный протест против идейности, простоты и понятности в искусстве, против утверждавшихся в нашей стране норм общественного поведения.
        Заболоцкого «обэриуты» объявляли «великим поэтом», которого «оценят потомки», который займет в истории место родоначальника новой поэзии.

2


        В 1929 г. в «Издательстве писателей в Ленинграде» вышла книжка стихов Заболоцкого «Столбцы». В этой книжке Заболоцкий дает искаженное через кривое зеркало «изображение» советского быта и людей. Это — страшный, уродливый быт, это — отвратительные, уродливые люди. Их только и видит Заболоцкий. Попытка представить это «изображение» как сатиру на старый быт являлась дешевой маскировкой. Ибо Заболоцкий, как сам он утверждал, писал о «новом быте». И он одинаково уродливо, одинаково издевательски изображает и советских служащих, и «дамочек», и красную казарму, и красноармейцев, и нашу молодежь. Вот, например, «характеристика» молодежи:

        Потом пирует до отказу
        В размахе жизни трудовой.
        Гляди! Гляди! Он выпил квасу,
        Он девок трогает рукой,
        И вдруг, шагая через стол,
        Садится прямо в комсомол.

        Заболоцкий юродствует, кривляется, пытаясь этим прикрыть свою истинную позицию. Но позиция эта ясна — это позиция человека, враждебного советскому быту, советским людям, ненавидящего их, т.е. ненавидящего советский строй и активно борющегося против него средствами поэзии.

3


        В 1929 г. («Звезда» № 10) и в 1933 г. («Звезда» №№ 2 и 3) были напечатаны куски из поэмы Заболоцкого «Торжество земледелия». Это — откровенное, наглое контрреволюционное «произведение». Это — мерзкий пасквиль на социализм, на колхозное строительство. Если принять во внимание, что первый отрывок из «Торжества земледелия» напечатан в год великого перелома, то особенно станет ясна субъективная, сознательная контрреволюционность автора поэмы, его активно враждебное выступление против социализма в один из острейших политических моментов.
        Выписывать цитаты из «Торжества земледелия» не имеет, в сущности, смысла, так как вся поэма, от первой до последней строчки, — грязный пасквиль брызжущего слюной ненависти врага. Но все же для примера приведу две цитаты.
        Вот «картина» коллективизированной деревни, «картина» «торжества земледелия»:

        Повсюду разные занятья:
        люди кучками сидят,
        эти — шьют большие платья,
        те — из трубочек дымят.
        Один старик, сидя в овраге,
        объясняет философию собаке;
        другой, также — царь и бог
        земледельческих орудий,
        у коровы щупал груди
        и худые кости ног.
        Потом тихо составляет
        идею точных молотилок
        и коровам объясняет,
        сердцем радостен и пылок.

        А вот «итог» достижений социализма по Заболоцкому:

        в хлеву свободу пел осел,
        достигнув полного ума.

        Только заклятый враг социализма, бешено ненавидящий советскую действительность, советский народ мог написать этот клеветнический, контрреволюционный, гнусный пасквиль.

4


        В последующие годы Заболоцкий декларировал отход от своих старых позиций, «перестройку». Не подлежит сомнению, что это была лишь маскировка притаившегося врага. В самом деле, разве можно было бы в 1937 г. опубликовать такие откровенно воинственно-контрреволюционные стихи, как «Торжество земледелия»? Теперь Заболоцкий пишет «иные» стихи. Он даже - публикует оды в честь вождей. Но сколько в этих «одах», по существу, равнодушия, искусственного, мнимого «огня», т.е. лицемерия! А основными для Заболоцкого этих лет являются «пантеистические» стихи, в которых под видом «естествоиспытателя», наблюдающего природу, автор рисует полную ужаса, кошмарную, гнетущую картину мира советской страны.

        У животных нет названья —
        Кто им зваться повелел?
        Равномерное страданье —
        Их невидимый удел.

        За «животными» без труда можно расшифровать людей, охваченных коллективизмом, людей социализма.
        Или еще более откровенные строки:

        Вся природа улыбнулась,
        Как высокая тюрьма.
        На безднах мук сияют наши воды,
        На безднах горя высятся леса!

        (Из стихов, опубликованных в 1937 г. в «Литературном современнике» и затем вышедших отдельной книжкой в Ленгослитиздате.)
        В 1937 г. при полной, активной поддержке Горелова Заболоцкий пытался опубликовать в «Звезде» стихотворение «Птицы». Это — несомненно, аллегорическое произведение. В нем рисуется (с мрачной физиологической детализацией) отвратительное кровавое пиршество птиц, пожирающих невинного голубка.
        Таким образом, «творчество» Заболоцкого является активной контрреволюционной борьбой против советского строя, против советского народа, против социализма.

                       
Литературный критик (кандидат Союза Советских писателей), заместитель отв. редактора журнала «Звезда»
Н. Лесючевский 3 / VII 38 г.


Лесючевский Н. О стихах Заболоцкого // Литературная Россия, 1989, № 10. С. 10.
Tags: документы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments